О петербуржцах прошлого – горожанам будущего

Какие моменты и неожиданные детали сохранились в архитектуре парадных ансамблей города и что еще мы не знаем о горожанах начала века – в материале Города+.
17:47 чт, 26 июля, 2018

В Петербурге стартовал городской образовательный проект iD Club. Теперь раз в месяц будут проводиться бесплатные лекции, семинары, экскурсии об истории, образе жизни, тайм-менеджменте, фитнесу и другим темам. Первую такую познавательную прогулку в рамках проекта провел гид-краевед и видеоблогер Павел Перец. Он рассказал, чем еще могут удивить виды Северной столицы и как посмотреть на город глазами человека, который жил в начале прошлого века.


 

Исаакиевская и Сенатская площади для рядового петербуржца настолько привычные места, что некоторые напрасно считают их неинтересными. В соборе все были, на колоннаду поднимались, вокруг памятника Николаю I ходили и на ветру у «Медного всадника» вспоминали строчки Пушкина. Однако взглянуть на привычные городские достопримечательности можно по-новому.

Центральное для двух площадей здание — Исаакиевский собор. Его строительство было сложным с технической точки зрения, однако именно это подстегнуло создателей к нестандартным и инновационным решениям. Колонны добывали в Карелии и с трудом перевозили на специальных кораблях. От Невы через Сенатскую площадь тянулся пандус, по которому доставляли колонны. После их с трудом поднимали. Схему установки придумал архитектор и создатель собора Огюст Монферран. Колонну (лежа) заводили под три ряда лесов, а потом - с помощью веревок из пеньки (прочный и эластичный материал) - солдаты или матросы закручивали вороты (это разновидность рычага, похожая на цилиндр с рукоятками). По команде люди крутили вороты, из-за чего веревки накручивались и поднимали колонну.

Преодолевать, правда, приходилось не только технические сложности, но и взгляд на проект заказчика. Так, Александр I настаивал на сохранении алтарной части собора Антонио Ринальди, ведь именно здание его работы занимало место нынешнего собора. Такое желание могло привести к неровной осадке фундамента, но Монферран все равно взялся за дело. Сваи забивались до момента, когда уже не могли ни на сантиметр погрузиться в землю после ударов чугунных баб. А потом, согласно легенде, чтобы собор строился ровно, заполнили котлован водой и срезали все кончики свай по линии от поверхности воды. 

Во время постройки собора архитектор умудрился найти время и на подработку. Рядом, на площади, он выстроил дом для князя Лобанова-Ростовского. Но, кстати, это не помешало ему применить при возведении одного из главных храмов Петербурга несколько инновационных решений, которые помогли сэкономить государственный деньги. 

«До Монферрана купола делали из кирпича. Он же предложил сделать купол тройным и из металла. Получились внешний слой, внутренний и промежуточный. Между куполами пространство заполнено глиняными горшками с особым составом. Эту технологию использовали еще в Древней Руси и в Древнем Риме для создания акустики и термоизоляции. Позже архитектор Томас Уолтер, проектируя купол для  вашингтонского Капитолия, почерпнул эту идею у Монферрана», - рассказал гид. 

На этапе возведения здания трудности не закончились. Множество скульптур на фасаде удалось установить благодаря элегантному решению — гальванопластике. Борис Якоби изобрел этот метод, позволивший осаждать металл на форме и создавать идеальные копии исходного предмета. Быстрый и дешевый способ установить большие скульптуры был впервые применен при строительстве Исаакиевского собора. Кстати, гальванопластикой увлекался и Максимилиан Лейхтенбергский - муж Марии Николаевны, старшей дочери императора Николая I. Выстроенный для них Мариинский дворец находится напротив. 

«К вопросу о быте и нравах прошлого. Представьте, мы идем с экскурсией и тут, вдруг, Владимир Путин прогуливается по улице, со всеми здоровается, без охраны. Тот же Николай I, глава огромного государства, выезжал в город на санях с одним ямщиком. Он мог пешком из Зимнего дворца прийти в гости к своей дочери в Мариинский дворец, а позади него, в отдалении, шел казачок, чтобы его не раздражать. Еще Александр II так передвигался, но с началом охоты на него «Народной воли» такие прогулки стали невозможны», - отметил Павел Перец.  

Император Николай I сам выбрал архитектора, который выстроил дворец для дочери и ее мужа. Проект был доверен Андрею Штакеншнейдеру, ведь тот зарекомендовал себя как усидчивый и точный человек, когда помогал Монферрану со строительством собора. Государю понравилась его работа над имением Фалль графа Бенкендорфа.
 

По левой стороне от «скачущего» Николая I выделяется мрачный дом в стиле неоклассицизма по проекту немецкого архитектора Питера Беренса. Здание, которое располагалось здесь раньше в начале прошлого века, перестало отвечать нуждам немецкого посольства, и кайзер распорядился о строительстве нового. Беренс разработал проект, а строить вместо него приехал в Петербург Мис ван дер Роэ - будущий знаменитый конструктивист. 

Беренс постарался вписать здание в контекст города: из материалов он использовал гранит, создал колонны на фасаде, которые соотносятся с колоннадой Исаакиевского собора, а цвет здания соответствовал знаменитой «Астории». При этом на аттике, декоративной стенке над карнизом, раньше стояла скульптура братьев Диаскуров размером в три человеческих роста. Но, несмотря на все старания архитектора, у жителей здание вызвало негодование. 

«Во время Первой мировой войны, когда наша армия отступала и терпела поражения, началась эпоха шпиономании и по стране прокатилась череда немецких погромов. В Петербурге пустили слух, что там, в скульптурной группе Диаскуров, скрыли передатчик, который транслирует тайные сведения в гостиницу «Астория». Поэтому люди пришли на площадь, взяли штурмом здание, забрались наверх и сколотили статуи. Диаскуров отволокли в Мойку и «похоронили» там. С тех пор это здание стоит в таком виде», - рассказал экскурсовод. 

Следующий пункт экскурсионный программы - «Медный всадник». Он, кстати, в те времена был вовсе не медный, а бронзовый. Его отлил скульптор Этьен Фальконе, а голову вылепила по посмертной маске императора Петра I ученица мастера Мари Анн Колло. Интересно, что француз получил столь значимый заказ благодаря знакомству с писателем и философом-просветителем Дени Дидро, которого очень ценила Екатерина II. Название же «медный» во многом прижилось благодаря строчкам Александра Сергеевича и ограничениям стихотворного размера.

Привычные нам реки и каналы в начале прошлого века тоже выглядел иначе - они были заставлены баржами с дровами. Дело в том, что в то время не было центрального отопления. Поэтому в городе топили печи, чтобы согреться и приготовить еду. В этой связи невозможно представить, чтобы в те времена прогулочные катера также свободно бороздили воды Петербурга, как сейчас.

Как прошла первая экскурсия нового городского проекта можно в фоторепортаже Города+.

Фото: Е. Степанов/Город+
Текст: Р. Ильясова/Город+
Поделиться в соцсетях