Мемы: их история и культурный потенциал

Корреспондент Города+ побывал на встрече «Медиавирусы: мемы как социокультурный феномен» в рамках лектория «Культура 2.0» и узнал, как смешные картинки появились в нашей жизни и почему у них большой потенциал.
17:50 пт, 14 сентября, 2018

Каждый день любой пользователь сети сталкивается с ее «постоянными обитателями» - мемами. Сегодня эти популярные картинки или видео заменили цитаты из фильмов и списки книг. Они помогают быстро понять, как много общего между двумя людьми, и кто к какой группе интересов принадлежит. Корреспондент Города+ побывал на встрече «Медиавирусы: мемы как социокультурный феномен» в рамках лектория «Культура 2.0» и узнал,  как смешные картинки появились в нашей жизни и почему у них большой потенциал. 


 

Мемистория успеха

Итак, мем - это единица культурной информации, которую во многом, по словам писателя и блогера Александра Пелевина, делает популярным не автор, а его аудитория. Причем под это определение подходит как шаблон, по которому они создаются, так и результат его применения. Кроме того, обязательным условием для мема является наличие шутки в его содержании или посыле. Кстати, истоки этого феномена можно найти в культуре всех народов мира задолго до появления интернета. В пословицах и поговорках, к примеру.

История появления мема началась с картинок, персонажи которых выражали очень конкретные эмоции. Чаще всего в этой роли выступали звезды, актеры, политики, животные или просто люди с харизматичным выражением лица. «Постепенно все усложнялось, и стали делать надписи, которые добавляют и меняют смысл картинки. Таким образом, мы быстро воспринимаем знакомое изображение, дающее нам уже половину сведений, а потом остается только считать дополнительную информацию - подпись. Потом стало недостаточно одной картинки, поэтому начали делать истории из нескольких, в комиксах этот формат называется стрип. Следом появились более сложные истории в формате видео. При их создании от автора уже потребовались навыки монтажа и работы с хромакеем», - рассказал креативный директор рекламного агентства GREAT Андрей Дансков.

Для мемов, кстати, нет запретных тем, и все сферы жизни человека сегодня поддаются мемефикации, в том числе, уверяют эксперты, политика и религия. Популярность же отдельных представителей кроется в универсальности самого формата. Как культурный феномен обычная смешная картинка способна служить индикатором для людей или, например, делить их на сообщества и быть элементом протеста для подростков по отношению к родителям.

Конечно, сегодня с развитием приложений и инструментов социальных сетей добавить надпись или отредактировать картинку можно в два клика. Интереснее другое: при равных затратах времени и ресурсов одни образцы творчества не вызывают реакции, а другие становятся настолько популярными, что вскоре их цитируют политики и рекламные компании крупных брендов. Создатель одного популярного паблика Юрий Сапрыкин считает, что секрет успеха кроется в идее и преданности ей. Например, мысль совмещать несовместимое в своем проекте, а именно средневековые миниатюры с современными высказываниями, к нему и его однокурсникам пришла во время подготовки к очередному зачету. А мотивацию сделать проект успешным они получили от собственных подписчиков. Дальше, по словам Юрия, все по схеме – много труда и времени, в том числе и поиск новых подходов, вплоть до популяризации отдельных персонажей сообщества.

Мем в рекламе и культуре

Как говорят эксперты по мемам, между смешной картинкой и международной популярностью всего три шага. Сначала образ живет в маленьком сообществе, где подписчики в узком кругу шутят и прорабатывают эту тему. Потом он переходит в паблик крупнее, а дальше уже упоминается в тв-шоу и рекламных роликах. Но даже самые популярные мемы, как правило, не живут долго, их срок – один-два месяца. Исключения составляют только так называемые «фениксы», которые востребованы по сезонам. Из недавнего - это 3 сентября с Михаилом Шуфутинским. Часто новое звучание они приобретают, когда работают в тандеме с другими представителями формата. Но, в основном из-за с сильной связки с определенным событием, мемы теряют актуальность, как только забывается информационный бэкграунд. 

Несмотря на хоть и короткую, но яркую популярность, пока авторам мемов сложно зарабатывать на своем креативе. Крупные паблики часто «перехватывают» контент у небольших сообществ, а в сфере рекламы нередки случаи «заимствования» популярных ходов друг у друга. Хотя, как отметил Юрий Сапрыкин, сейчас информация в сети распространяется быстрее и пользователи все чаще находят истинного автора очередного поп-явления. Но представитель рынка рекламы рекомендуют все же зарегистрировать свое творчество, и потом, уже имея объект охраняемый правом, судиться с нарушителями. Таким путем, например, пошла создатель Ждуна голландская художница Маргрит ван Бреворт, скульптура которой под названием Homunculus loxodontus стала источником картинок, шуток и стикеров.

Пока сложно не только переводить востребованность мема в денежный эквивалент, но пытаться воспитывать с помощью мема аудиторию. Концепт действительно интересен всем пользователям сети, однако многие считают, что он недостоин быть источником именно культурной информации. Так, например, на создателей группы «Страдающего Средневековья» ополчились те, кто посчитал их креатив оскорбительным по отношению к первоисточнику: средневековым книгам, миниатюрам, иллюстрациям, в том числе и иконографии.

«Мем имеет и просветительский смысл, пусть и не все, конечно, с этим согласятся. В нашем случае, мы решили раскрывать смысл изображений, которые использовали для постов сообщества. Поэтому стали инициаторами выпуска одноимённой научно-популярной книги, которая рассказывает о роли миниатюры в Средние века, а еще о том, как это пересекается с культурой, о рисунках на полях древних текстов. И если нам предложат сделать выставку из образцов контента, то нам это тоже было бы интересно», - рассказал Сапрыкин.

Сейчас можно уверенно сказать, что о культурной столице написано не только книги и стихи, но и создано много как единичных мемов, так и целых серий. В связи с этим возникает вопрос, как использовать этот феномен интернет-культуры? Тем более на фоне постоянных обсуждений о мерах по привлечению молодежи в театры и музеи. «Чем моложе люди, к которым обращаются, тем меньше букв следует использовать, а доносить сообщение нужно максимально эффективно. И мем - как концентрат информации - отвечает этим критериям. Но, конечно, следует оценивать, какой мем и как для продвижения того или иного события применить», - считает Андрей Дансков.

Сейчас Русский музей и Эрмитаж, по мнению экспертов, уже стали более открытыми для идей интернет-сообщества, а за ними к мемам могут обратиться и другие культурные центры. Может тогда смешные картинки и видео о стадионе, вечных дождях и манерах петербуржцев уступят место мемам о новой выставке в Эрарте, премьере в Мариинке или открытом лектории. 

Фото: группа в ВКонтакте Санкт-Петербургского культурного форума/vk.com/spbicf; atkritka.com
Текст: Город+
Поделиться в соцсетях