Стрит-арт Петербурга

К 70-летию Победы брандмауэр дома 1б на Малом проспекте Петроградской стороны украсит изображение летящего ангела. Город+ решил вспомнить другие "расписные" дома и дворы Петербурга и составил список мест, где эти рисунки можно увидеть.
14:20 чт, 26 февраля, 2015

Что общего может быть у Руслана из поэмы А.С. Пушкина, Ассоль, Виктора Цоя и Юрия Гагарина? Изображения этих литературных (и не только) героев, кумиров миллионов, выдающихся людей украсили петербургские дворы. На неприглядных трансформаторных подстанциях и голых стенах брандмауэров "зародилась" красочная жизнь – монументальные сюжеты на тему космонавтики, изображения героев Отечественной войны 1812 года, а также литературных героев.

Источник изображения: petrovskiokrug.ru

Так, во дворе дома по адресу: Малый проспект 1б к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне появится роспись летящего ангела. Идея украсить стену принадлежит одному из жителей дома Андрею Панову. Муниципальное образование "Округ Петровский" провело конкурс на лучший вариант эскиза будущего изображения. На конкурс были представлены 32 работы, лучшим эскизом была признана работа "Летящий ангел" творческой группы 33+1.

Адрес: улица Пионерская, дом 22

Фото: С. Калинкин/Город+

В городе уже существуют работы группы уличных художников 33+1: стены домов вокруг детского сада по Зверинской улице, 28-30 украшают изображения алфавита, цифр, цветов и животных. В 2010 году на доме 22 по Пионерской улице художниками была нарисована композиция, посвященная отечественным авиаторам и конструкторам – летчику-испытателю В. Чкалову (маршрут его беспосадочного перелета через Северный полюс из Москвы в Ванкувер изображен на брандмауэре), конструктору первого в России и одного из первых в мире самолетов А. Можайскому, а также Петру I, чей вклад в развитие общего прогресса художники решили не оставлять без внимания. На соседней с покорителями неба стене располагаются покорители уже более далекого пространства – космического: К. Циолковский, С. Королев и Ю. Гагарин.

Адрес: улица Молдагуловой, дом 3, корпус 1

Фото: С. Калинкин/Город+

С 2012 года во дворе дома 3, корпус 1 по улице Молдагуловой открыто не только окно в Париж, а целая панорама романтичного "города огней" – по извилистым залитым солнечным светом улочкам гуляют кошки, в небе парит воздушный шар и над всем этим невозмутимо возвышается Эйфелева башня.

Адрес: Итальянская улица, дом 29

Фото: С. Калинкин/Город+

Виды еще одной европейской столицы украсили двор на Итальянской улице, 29, где уличный художник изобразил самый узнаваемый памятник "вечного города" - Колизей. Роспись оказалась под угрозой, поскольку не была согласована с Комитетом по градостроительству и архитектуре. Однако жители не пожелали терять необычное, пусть и нелегальное, убранство двора.

Адрес: двор между домами по улице Восстания, дом 8 и улице Маяковского, дом 5

Источник изображения: vk.com 

Похожая участь ждала граффити стрит-арт-художников из команды HoodGraff с портретом В. Цоя, появившееся на подстанции во дворе между домами номер 8 по улице Восстания и номер 5 по улице Маяковской в преддверии годовщины смерти музыканта. Изначально в администрации Центрального района было принято решение о том, чтобы закрасить изображение, однако на тот момент временно исполняющий обязанности губернатора Г. Полтавченко дал распоряжение сохранить рисунок.

Адрес: улица Жуковского, дом 6

Фото: С. Калинкин/Город+

Ситуация с легализацией стрит-арта в городе начала менять летом прошлого года, когда Смольным была подготовлена адресная программа из 102 адресов для легальных граффити, в которую, в частности, входят четыре брандмауэра в центре города, еще четыре брандмауэра выделены на Петроградской стороне и один - в Адмиралтейском районе.

Адрес: Лиговский проспект, 183б

Фото: С. Калинкин/Город+  

Вывести искусство на улицы, сделать его общедоступным и тем самым раскрасить "карту будня, плеснувши краску из стакана" призывали уже в 1918 году футуристы в своем Декрете №1 "О демократизации искусств": "Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов".

Источник изображения: vk.com

В 1919 году К. Малевич создал эскиз супрематистской росписи стены здания в Витебске под названием "Смерть обоям", предложив тем самым своеобразный синтез изобразительного искусства и архитектуры. В 1992 году витебские художники из творческого объединения "Квадрат" осуществили задумку художника, однако в ходе капитального ремонта городу пришлось с ней проститься. А в 2010 году художники и студенты художественных вузов вновь украсили дом "оранжевыми кругами, красными квадратами, зелеными трапециями… супрематистскими конфетти, разбросанными по улицам ошарашенного города", как об этом писал С. Эйзенштейн в книге "В. Маяковский в воспоминаниях современников".

Адрес: Невский проспект, 164

Источник изображения: vk.com

Подобное искусство своеобразных уличных интервенций приобретает популярность в нулевые и становится способом протестного освоения городского пространства. Уличные художники сохраняют за собой репутацию "захватчиков" городской среды, балансируя на грани между вандализмом и искусством.

Адрес: Литейный проспект, дом 37

Источник изображения: vk.com

Город – это динамичное пространство: он живет, меняется, стареет и перерождается. Городская среда трансформируется, разрастается и обрастает новыми постройками, тогда как старые приобретают новые функции и свойства. Так, заброшенные заводы и другие индустриальные площади становятся арт-площадками, открытые пространства – местами для выставок и инсталляций, а городские стены – полотнами для стрит-арт художников.

Поделиться в соцсетях